Антон Корбейн Антон Корбейн — самый легендарный рок-фотограф в истории жанра и один из самых известных клипмейкеров. Список его клиентов выглядит как алфавитный указатель рок-энциклопедии: U2, Depeche Mode, R.E.M., Metallica, Nirvana, Foo Fighters, Tricky, Дэвид Сильвиэн, Джон Ли Хукер, Ник Кейв, Брайен Ферри, Бон Джови и десятки других. Он снял несколько документальных фильмов и выпустил десяток книг фотографий, а его выставки открываются по всему миру практически каждую неделю. Уроженец маленького голландского городка неподалеку от Роттердама, в 24 года Корбейн покинул свою марихуанно-тюльпановую родину и уехал в Лондон — как оказалось, навсегда. Причина переезда была проста как три аккорда — однажды Антон услышал голос вокалиста манчестерского квартета Joy Division, суперзвезды депрессивного пост-панка Иена Кертиса. По прибытию в Лондон Корбейн мгновенно оказался в эпицентре буйного ренессансного расцвета пост-панк-тусовки и быстро превратился в ее виднейшего фотолетописца. Он даже успел отснять своих любимцев — антиутопически мрачная съемка квартета на эскалаторе лондонской подземки стала одной из знаковых для Joy Division. Через год после эмиграции Корбайна Иен Кертис, пересмотрев свой любимый фильм — «Строшека» Вернера Херцога и врубив на полную альбом Игги Попа «The Idiot» — повесился у себя на кухне в Манчестере. 27 лет спустя 52-летний Антон Корбейн вернется на круги своя и дебютирует в игровом кино фильмом «Контроль», названном в честь великого хита Joy Division «She's Lost Control» — черно-белым трибьютом группе, которая перевернула его жизнь и превратила в легенду. Кто-то сказал про Антона: «Корбейн снимает рок-звезд не такими, какие они есть, а такими, какими они должны быть». Чтобы понять, что имел в виду автор цитаты, достаточно вспомнить самую известную обложку Корбейна — «Joshua Tree» U2. Его стиль мгновенно узнаваем: крупнозернистая, погруженная в туманное марево картинка; фигура на переднем плане в полном расфокусе; четкие силуэты на заднем плане; романтика экзотических городов, бескрайних прерий и больших аэропортов. Окунувшись в магический проявитель Корбейна, U2, R.E.M., The Rolling Stones, Metallica, Ник Кейв, Гэвин Фрайдей и десятки других всплывали на поверхность кадра «такими, какими должны быть» — камера Антона умеет превращать видимость в сущность. Именно поэтому Depeche Mode когда-то провозгласили Корбейна пятым участником группы: без покрова его черно-белого волшебства Гэхен и Гор чувствуют себя бедными сиротами во враждебной реальности. Действительно, кому, кроме Корбейна, могло прийти в голову закутать Дейва в горностаевую мантию и отправить с раскладным стульчиком в нескончаемое восхождение по вершинам королевского одиночества? (Enjoy the Silence). Или населить клип уродами с картин своего соотечественника Босха (Walking in My Shoes)? Фронтмэн Nirvana Курт Кобейн оказался для Корбейна вторым Кертисом — благо тщедушного мазохиста Кобейна еще при жизни постоянно называли реинкарнацией вокалиста Joy Division. «Heart Shaped Box — последний клип Nirvana — наверное, вообще мой лучший мой клип», — говорит Корбейн. «Курт был отличный парень, очень умный и интеллигентный. Я сделал с ним известную съемку — Курт со следами плетей на спине. Ему понравилась съемка, и он сказал: сделай нам клип. После Heart Shaped Box Курт попросил меня снять их следующий клип, на что я ответил, что не буду этого делать, потому что снять клип лучше у меня навряд ли получится. Тогда Курт сказал, что если не ты, значит никто не будет делать нам видео. Разговор был в январе 94-го, а в апреле он застрелился». Об эстетике Корбейна, о мгновенной узнаваемости его персонального стиля, о его, так сказать, «фотографическом мазке», можно писать бесконечно. Корбейн и сам всегда рассказывает о формировании своего уникального стился с удовольствием. Например, о легендарной зернистости его фотографий: «Зерно необычайно фактурно и почти физически ощутимо. В молодости я много снимал уличных концертов, но у меня было мало денег на пленку, и поэтому в помещении я снимал на ту же пленку, на которую снимал на улице. А при съемке в помещении на эту пленку возникает зерно, что мне очень понравилось — поэтому даже когда я уже мог себе позволить любую пленку, я продолжал использовать эту. Мне нравится характер этой пленки, ее грубость и способность передать дыхание жизни». Или о не менее знаменитой мании «расфокусировывать» персонаж на первом плане и сосредотачиваться на заднике: «Когда снимаешь дальний план и кто-то случайно заходит в кадр, то этот персонаж, естественно, оказывается в расфокусе. У меня случайно получились несколько таких удачных кадров, поэтому я начал делать это нарочно. В съемках рок-групп так достигается ощущение общности и невыделенности вокалиста на первый план. Иногда первый план и бэкграунд складываются в мощный контраст. Например, я снимал Шинейд О'Коннор и перевел фокус с ее лысой головы на расписанную граффити кирпичную стену. Получился портрет настоящего скинхэда. Часто удается лучше передать характер личности, акцентируя внимание на чем-то случайном. Вокалист группы Scritti Politti Грин Гартсайд однажды пожаловался, что он в раскфокусе. Это все равно как если бы натурщица пожаловалась Пикассо, что он нарисовал ее квадратиками». В уникальной персонализированности «мазка» так до конца и не ассимилировавшегося «лондонского голландца» виновато, вполне возможно, его происхождение. «Голландия всегда была самой визуально продвинутой страной Европы. В Англии, например, очень хилая визуальная культура. Англичане умеют продавать визуальные образы, но создавать их лучше других умеют голландцы — художники, архитекторы, дизайнеры. Англичане делают классную рекламу и журналы, но попробуй вспомнить хоть одного мало-мальски приличного английского художника». В отличие от мастеров живописи прошлого, работавших, как правило, на заказ и получавших плату из рук модели-заказчика, Корбейн всегда запечатлевает людей, которые ему симпатичны: «Я фотографирую только тех людей, которые интересны лично мне. Например, недавно один австрийский правый политик предлагал мне сделать его съемку, и я отказался. А вот Фиделя я бы снял не задумываясь». Кинодебют великого фотографа — апофеоз корбейновского «запечатлевания как любви», ибо в «Контроле» он запечатлел то, что в жизни каждого человека бывает только раз — свою первую любовь. Текст: Леонид Александровский Альбомы: 1. Фотографии Антона Корбейна 2. Обложки журналов, CD-диски, буклеты с работами Корбейна Видеоролики (режиссер Антон Корбейн): 3. Nirvana - Heart Shaped Box (1993) 4. Depeche Mode - Walking In My Shoes (1993) 5. Depeche Mode - Enjoy The Silence (1990) 6. Joy Division - Atmosphere (1980) В 2007 году Корбейн дебютировал в большом кино, сняв художественно-биографический фильм «Контроль» о Иэне Кертисе, фронтмене группы Joy Division (в 1988 году Корбейн снял видеоклип на их песню «Atmosphere»). Кинофильм был удостоен специального приза Каннского кинофестиваля в 2007 году. Кроме того, лента была номинирована на премию BAFTA за лучший фильм. В 2010 году вышел второй фильм Корбейна с Джорджем Клуни в главной роли — «Американец». В 2014-м — третий фильм «Самый опасный человек». В 2015 году состоялась премьера фильма «Лайф». Сюжет повествует о дружбе фотографа Денниса Стока и культового американского актера Джеймса Дина. Главные роли исполнили Роберт Паттинсон и Дейн Дехан. «Лайф» (2015): vk.com/wall-52526415_21351 Фильмы: 7. Контроль (2007) Антон Корбейн 8. Американец (2010) Антон Корбейн 9. Лайф (2015) Антон Корбейн 10. Док. фильм «Антон Корбайн наизнанку» (2012) Материал подготовлен сообществом Art Traffic. Культура. Искусство